Тромбоз глубоких вен

Тромбоз глубоких вен - опасное для здоровья и жизни больного патологическое состояние, развивающееся при образовании тромбов в глубоких (магистральных) венах ног. Обратите внимание на симптомы тромбоза, при обнаружении которых следует немедленно обратиться к врачу!

О заболевании

Тромбоз глубоких вен — опасное для здоровья и жизни больного патологическое состояние, развивающееся при образовании тромботических масс в глубоких (магистральных) венах ног. Глубокие вены, в отличие от поверхностных, имеют решающее значение для оттока венозной крови от нижних конечностей. По ним происходит отток порядка 90% венозной крови. Тромбирование этих сосудов чревато не только нарушением венозного оттока, но и возможностью распространения тромбоза вверх – на вены таза и забрюшинного пространства, а так же — отрывом фрагмента тромба с последующими тромбоэмболическими осложнениями в виде тромбоэмболии легочной артерии. В отличие от тромбофлебита поверхностных вен, протекающего достаточно доброкачественно, тромбоз глубоких вен сопровождается длительной нетрудоспособностью и приводит к фатальным тромбоэмболиям легочной артерии (ТЭЛА)

Симптомы тромбоза глубоких вен

На ранних стадиях тромбоза глубоких вен симптоматика может практически отсутствовать. Симптомы могут развиваться постепенно, иногда, в течении нескольких недель, но довольно часто они появляются внезапно!

Обращаем Ваше внимание на важные признаки, позволяющие заподозрить у себя тромбоз глубоких вен:

• боль в икроножных мышцах ноги, как правило – одной;
  • болезненность при нажатии на икроножные мышцы, при дотрагивании до больной ноги;
  • болезненность в ноге при ходьбе или движениях в голеностопном суставе;
  • увеличение объема пораженной ноги, как правило, начинающееся с голени;
  • изменение цвета кожи пораженной ноги (неяркое покраснение, иногда – синеватым или фиолетовым оттенком)

При обнаружении данных симптомов следует немедленно обратиться к врачу!

Диагностика

Методом выбора в диагностике тромбоза глубоких вен, большинство специалистов называет ультразвуковое ангиосканирование – УЗИ вен

Причины тромбозов глубоких вен

К основным факторам риска возникновения тромбоза глубоких вен ног, относят:

• возраст более 60 лет;
  • продолжительная вынужденная гиподинамия (обездвиживание);
  • тромбоз глубоких вен или тромбоэмболия легочной артерии, произошедшие у пациента ранее;
  • злокачественный опухолевый процесс (любой);
  • тяжелая инфекция, сепсис;
  • наличие заболеваний, связанных с нарушением свертывания крови;
  • заболевания и состояния, сопровождающиеся повышением свертываемости крови (гиперкоагуляцией);
  • инфаркт миокарда;
  • сердечная недостаточность в стадии декомпенсации;
  • наличие у пациента центрального венозного катетера;

Существуют и менее опасные факторы риска развития тромбоза глубоких вен. К ним относят:

• ожирение (с индексом массы тела более 30);
  • сердечно-сосудистая недостаточность в стадии компенсации;
  • травма (любая, в том числе – нижних конечностей);
  • варикозная болезнь с венозной недостаточностью;
  • беременность и ближайший послеродовый период;
  • длительный прием оральных контрацептивов;
  • заместительная гормональная терапия женскими половыми гормонами;
  • перенесенные в ближайшее время оперативные вмешательства, в особенности – «большие» операции под наркозом;

Лечение

Лечение тромбоза глубоких вен, как правило, начинают в стационаре. При лечении всех пациентов с тромбозом глубоких вен необходимо решить кардинальный вопрос – о проведении тромболизиса – лечения, направленного на растворение тромба.

Тромболизис может быть системным (общим) и селективным. Несвоевременное обращение за медицинской помощью приводит к тому, что «золотое» время для проведения тромболизиса оказывается упущенным. Тромболизис является единственным методом лечения, который приводит к полному растворению тромба и сохранению венозных клапанов.

В дополнение к тромболизису, либо вместо него (при наличии противопоказаний) проводится лечение антикоагулянтами, компрессионная терапия, иногда – установка кава-фильтра. Антикоагулянтная терапия может быть весьма продолжительной и проводиться достаточное длительное время после выписки из стационара.

Дубатолов
Геннадий Александрович
Врач-хирург высшей категории, флеболог. Опыт работы более 35 лет. Доцент кафедры общей хирургии ТГМУ. Член ассоциации флебологов России с 1996 года

Прутенский